Выпуск № 2 Ноябрь 2009 г.
СОБЫТИЯ
ПРЕМЬЕРА «ПОЧТИ ВЗАПРАВДУ» СЛУЧИЛАСЬ... ВЗАПРАВДУ!
 

Проект «Молодые режиссеры – детям» стартовал в РАМТе еще в прошлом сезоне, когда выпускникам Мастерской Сергея Женовача в РАТИ было предложено защитить свои идеи детских спектаклей. Из шести отсмотренных Алексеем Бородиным отрывков, сыгранных артистами РАМТа, к постановке в театре были одобрены четыре!Сентябрь этого года ознаменовался первым спектаклем проекта - «Как кот гулял, где ему вздумается», поставленным норвежкой Сигрид Стрем Рейбо по Киплингу. 17 октября состоялась вторая премьера. Ее режиссер - Екатерина Половцева, уже успевшая в прошлом сезоне принять участие в проекте «Опыты» театра «Современник» и выпустить там «Неожиданный случай» А.Н.Островского. Ее рамтовский спектакль для детей «Почти взаправду» поставлен по сказкам голландского сказочника Тоона Теллегена. Несмотря на присущие ему иронию и юмор, его истории затрагивают главные человеческие вопросы дружбы, любви и преданности. На вопросы о спектакле отвечает Екатерина Половцева.

- Чем Вам близки сказки Теллегена?

- Есть такие вещи, которые очень сложно объяснить и не хочется даже объяснять. Я могу начать говорить: абсурдным мышлением, глубоким пониманием каких-то комплексов… да, это все есть. Я очень люблю Теллегена, он мне созвучен. И у меня была давняя мечта поставить его сказки на сцене.

- В сборнике Теллегена много интересных и забавных сказок, по какому принципу Вы отбирали их для спектакля?

- Я люблю все сказки, но есть такие, которые затрагивают какую-то глубокую тему, а есть просто про то, как Муравей с Белкой сидят и разговаривают о разных пустяках. Они тоже замечательные, «атмосферные», но в них ничего не происходит, поэтому не очень понятно, что с этими сказками делать и как их ставить.Или, например, сказка про Жука, который вывернулся наизнанку и попросил друзей рассказать, что они видят у него внутри. Это достаточно сложно воплотить на сцене, и такие вещи автоматически исключаются, нравятся они или нет.

А есть истории, в которых есть конфликт, некая драматургия отношений. Ты уже видишь, что они выгодно будут выглядеть на сцене, и включаешь их в постановку.  

Если ты берешь прозаический материал, тем более такой, как короткие сказки или новеллы, их нужно как-то соединить, найти ход. В сказках Теллегена сложно выбрать какую-то сюжетную линию, например, только Муравья, Белки и Слона. Жаль терять других героев. И поэтому у нас получилась такая композиция, где есть сказки про Муравья и Белку, про Белку и Слона, про них троих. А также про других замечательных персонажей, некоторые из которых у Теллегена только в одной сказке присутствуют, но мимо которых пройти невозможно. Ласка, например.… В мире автора все переплетается, все друг друга знают. И все эти звери создают некий мир, мир мышления, похожий на внутренний мир ребенка.

- Зрители в антракте много и восторженно обсуждали бутафорию, некоторые даже захотели у себя дома провести «почту на веревочках». Кто выдумал так много необычных механизмов, играющих в спектакле?

- Это потрясающая художница Ирина Уколова. Мы с ней уже давно мечтали о  детском спектакле. Все придумала она: и почту, и аппарат для приготовления меда, и коробочку с воспоминаниями, и все декорации. Это ее вклад и, естественно, театра, который нас поддержал.

 
 

Сейчас такое техногенное время, когда много разных изобретений, электронных игр. И, придумывая этот спектакль, мы немного ностальгировали по нашему детству, когда из каких-то случайных вещей, добытых из папиного гаража, мастерили какие-то невероятные конструкции, аппараты, машину времени.

Когда мы делали из спичечных коробков телефоны и разговаривали по ним, натянули веревочку – вот тебе почта, залезли под стол, одеялом накрылись – вот пещера.

Детям, как мне кажется, очень важен визуальный образ, но в нем все равно должна быть загадка.

Сейчас невероятно много всего можно купить, любую игрушку, которая за раз реализует все мечты, а мне кажется, это приводит к тому, что дети отучаются фантазировать, мечтать, им это становится не нужно, раз все и так есть. Я и за собой это замечаю, что перестаешь ценить какие-то самые простые вещи, теряешь способность удивляться. Поэтому хотелось, чтобы каждый ребенок задумался над тем, что вроде бы и так понятно: например, что такое скучать,  или как помочь другу, когда ему чего-то недостает.

- С какого возраста детям лучше смотреть «Почти взаправду»?

- Каждый ребенок индивидуален. Кто-то поймет в четыре года, другому будет рано и в семь. Мы старались сделать так, чтобы в спектакле было несколько уровней: и самый примитивный и более глубокий, чтобы и взрослым было над чем задуматься, старались рассказать историю языком наивным, на уровне детского восприятия, но чтобы интересно было всем.

- Понравилось ли Вам работать с артистами РАМТа?

– С актерами работалось замечательно. Ведь идею спектакля можно было сразу перечеркнуть, сказать, что это скучно и неинтересно, но они отозвались. Тут было невозможно идти умствованиями, - только интуитивно, потому что такой автор. Я очень благодарна, что актеры также интуитивно подошли к работе и авансом мне доверились. Если бы не их отдача, не их откровенность, их готовность воспринять что угодно – спектакль бы не удался. Я сейчас смотрю его и понимаю, что только в этом театре и с этими актерами это возможно. С ними возникает ощущение уникальности спектакля.

- После участия в проекте «Молодые режиссеры – детям» собираетесь ли вы и в дальнейшем ставить спектакли для детей?

- Этот спектакль - достаточно ответственный шаг, решающий и важный. Я хотела  понять, что сейчас нужно детям, чего им не хватает, можем ли мы дать им это своим спектаклем. Наблюдая за тем, как они смотрят, я внутренне радуюсь, что мы все-таки чувствуем время этих детей, и это наводит на мысль работать еще в этом направлении. Но в тоже время хочется попробовать свои силы и на другом материале.

Елизавета Черных

 

 
 
Портрет Тема номера События Страница памяти Анонсы Зрительский опрос Обсуждение номеров Архив номеров Театр+ Закулисье На спектакль! Семейный просмотр В театр с учениками Редакция Ссылки