Выпуск № 2 Ноябрь 2009 г.
СОБЫТИЯ
ТВОРЧЕСТВО И МИРОТВОРЧЕСТВО РАМТА. В ФЕСТИВАЛЬНЫХ ПЛАНАХ ТЕАТРА – НЕ ТОЛЬКО СЕБЯ ПОКАЗАТЬ
 

Осенний сезон РАМТа богат на участие в фестивалях. 25 октября на VII Международном театральном форуме «Золотой Витязь» представлен спектакль «Приключение капитана Врунгеля». В рамках международного театрального фестиваля «Большая перемена» с 31 октября по 4 ноября  проходят премьерные спектакли «Как кот гулял, где ему вздумается» и  «Почти взаправду».
О  целях участия в фестивалях и фестивальных планах сезона рассказывает директор РАМТа Владислав Любый.

- Зачем проводятся театральные фестивали?
 
Театральный мир страшно разобщен. Мы совершенно не знаем, что происходит в театрах Вологды, Екатеринбурга или Саратова. Так же как и они не имеют объективного представления о нас. Существуют два способа это разобщение преодолеть: фестивали и гастроли. Любой фестиваль – это прежде всего возможность разным театрам посмотреть друг друга, обменяться впечатлениями и опытом с коллегами.

Так «Большая перемена» подразумевает показ спектакля не только для профессионалов, но и для зрителя. Вторая его задача –  показать иностранным коллегам российские спектакли, а российским специалистам – иностранные.

В самом названии фестиваля  и в его девизе зашифрована его цель. К примеру, «Золотой Витязь» отбирает постановки, которые оказывают наилучшее нравственное влияние на молодого зрителя. То есть получается, не только театр пытается показать свое лицо, но и сам фестиваль, формируя свою афишу, гордится спектаклями, которые отбирает.

В 2004 году наш театр принял участие в международном фестивале «Chekhov forever» в Китае. Его организаторы попытались найти в каждой стране мира по одному спектаклю по А.П.Чехову, который мог бы представить свою страну и свое видение чеховской драматургии. И, конечно, они интересовались спектаклями не только нашего театра. Но посчитали, что Россию должен представлять РАМТ и его «Вишневый сад».

Обычно фестивали имеют свою тему. Но есть и исключения. Например, Эдинбургский театральный фестиваль, целью которого является представление всей палитры театров – от уличного до кулуарного. И чем разнообразнее, разноформатнее спектакли-участники, тем более успешным считается сам фестиваль.

- Почему для показа на «Большой перемене» выбраны маленькие детские спектакли?

- Сегодня во мнении театральной общественности закрепилась европейская позиция, что детские спектакли могут существовать только в малой форме. В Европе практически невозможно найти детский спектакль, рассчитанный на 700 зрителей. Разве только в порядке исключения – например, в берлинском театре «Колокол».

В России же с советских времен существуют театры для детей с большими залами. Но сегодня и в нашей стране стала закрепляться тенденция к постановке кулуарных спектаклей для детей. И на международном  фестивале «Большая перемена» существует  убежденность, что спектакль для детей должен быть обязательно маленьким. На конференции в РАМТе («На пути к зрителю: программа партнерства», апрель 2008) директор фестиваля открыто заявила, что большой спектакль - это античеловечно, и он не воспитывает, а разрушает зрителя. Однако важно понимать, что причина нежелания фестивалей приглашать к участию спектакли для детей на большой сцене может быть не только идеологической, но и финансовой. Ведь это очень дорогое удовольствие – привезти большой спектакль!
«Большая перемена» очень заинтересовалась нашим спектаклем «Как кот гулял, где ему вздумается». Мы знаем, что специально приедут датчане и норвежцы, чтобы его оценить.

- Какие спектакли РАМТа примут участие в фестивалях в этом сезоне?

- Мы примем активное участие во Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин». А. В. Бородин стал президентом этого фестиваля. На нем мы хотим представить все четыре спектакля выпускников мастерской С. Женовача, поставленные в рамках проекта «Молодые режиссеры – детям». Цель участия в фестивале именно этого проекта - показать не только спектакли РАМТа, но и продемонстрировать другим городам, как можно спровоцировать молодое поколение режиссеров ставить детские спектакли в театре. Мы хотим помочь осуществить аналогичный проект и в Санкт-Петербурге, но только с выпускниками санкт-петербургского театрального вуза.

 
 

Эти же четыре спектакля в следующем сезоне мы постараемся представить и на фестивале театров детей и молодежи «Золотая репка» в Самаре.

В конце ноября состоится премьера спектакля «Правила поведения в современном обществе» на французском языке, который в перспективе мы сможем показать в разных городах России совместно с Французским культурным центром для жителей французских колоний в России. Постараемся принять участие с этим спектаклем в проведении российско-французского культурного года.

В феврале 2010 года мы поедем на XVII Пушкинский театральный фестиваль во Псков с «Портетом» Гоголя.

В июне будем играть премьеру в постановке Алексея Бородина в рамках IX Международного театрального фестиваля имени А.П.Чехова. Условное название спектакля "Чехов–Гала».

Очевидные фестивальные перспективы существуют у спектаклей «Под давлением» и «Приглашение на казнь».

- РАМТ – не только театр, где ставятся спектакли. В последнее время он занимает позицию театра-организатора, театра-идеолога. Не придумали ли вы какой-нибудь свой фестиваль?

- Выделяя отрицательные и положительные моменты в работе фестивалей, у нас родилась идея создания Всероссийского театрального фестиваля «Колесо», который станет  передвижным фестивалем театров для детей и молодежи.

Теперь мы будем собирать театральную общественность – художников, режиссеров, актеров, критиков, менеджеров -  и привозить в определенный город и театр. В течение трех дней, театр будет показывать 5-7 лучших спектаклей из своего репертуара. Специалисты будут смотреть не один спектакль, как это обычно бывает на фестивалях. И  что самое главное - постановки будут идти в лучшем своем качестве на родной площадке театра, в лучшей творческой и технической форме.

Это разовьет и общественные функции театра. Ведь фестиваль -  это не только показ спектаклей, но и попытка обозначить поле актуальных театральных проблем. Поэтому в рамках фестиваля «Колесо» мы хотели бы выносить на обсуждение темы, острые для конкретно этого театра, но важные и для многих других. Например: «театр одного режиссера» или «театр только классики».

Нашу инициативу уже поддержал Союз театральных деятелей РФ. И первый фестиваль «Колесо» состоится уже 27 - 28 ноября в Вологодском театре для детей и молодежи.

Фестиваль будет проводиться два раза в год – весной и осенью, и каждый раз в новом городе. Недавно мы ездили с конфликтной комиссией СТД в Нижний Новгород разрешать конфликтную ситуацию с голодовкой в ТЮЗе, где театр среди прочего обвиняли в отходе от «детской темы». Наше предложение проведения фестиваля «Колесо» весной в Нижегородском  ТЮЗе, стало одним из миротворческих. Ведь артисты театра уверены, что благодаря фестивалю появится действительно объективная оценка деятельности ТЮЗа, что фестиваль поможет разрешить спорные творческие вопросы. И это уже будет не кулуарное мнение одного критика, а действительно мнение театральной общественности, которая увидит реальное лицо театра и попытается ему помочь в разрешении возникших проблем.

Екатерина Мигей

 
 
Портрет Тема номера События Страница памяти Анонсы Зрительский опрос Обсуждение номеров Архив номеров Театр+ Закулисье На спектакль! Семейный просмотр В театр с учениками Редакция Ссылки