Выпуск № 2 Ноябрь 2009 г.
СОБЫТИЯ
В РАМТЕ ПОЯВИЛАСЬ «ГРИМЕРКА» С ПРИВИДЕНИЯМИ
 

Так иногда случается. Когда дипломный спектакль не уходит со сцены и даже занимает почетное место в репертуаре профессионального театра. Такое театральное чудо произошло и в РАМТе. Но, кажется, тут не обошлось без мистики – героини спектакля «Гримерная», дипломной постановки  прошлогоднего выпуска курса А.Бородина в РАТИ – Привидения Актрис! А уж для них-то не существует преград – ни времени, ни тем более театральных стен… Тем более когда на кону возможность сыграть не-сы-гран-но-е!

После «официальной премьеры» 23 октября о «Гримерной» рассказывает ее режиссер, артист РАМТа Алексей Блохин.

- Как для дипломного спектакля была выбрана такая оригинальная драматургия?

- До этого я уже сделал одну дипломную постановку «Много шума из ничего». Но остались мало задействованы четыре замечательные девочки, и они давай ко мне приставать: «А вот сделайте с нами какую-нибудь чисто женскую пьесу!» И вдруг вспомнили, что существует эта пьеса японского драматурга Кунио Симидзу, в которой четыре замечательные женские роли. Я говорю: «Давайте рискнем!». Попробовали и начало получаться. И довольно быстро: мы за полтора месяца сделали этот спектакль. Во-первых, девочки очень хотели это играть, поэтому очень быстро учили тексты. Во-вторых, по той же причине, делали домашние задания, были очень послушные и гибкие. Поэтому так быстро всё и сложилось. Потом мы несколько раз пробовали играть спектакль на нашей Маленькой сцене. На него начали ходить зрители…И, наверное, в театре подумали, а почему бы и не включить его в репертуар?

- А как Вы думаете, что зрителям нравится в этом спектакле?

- Я думаю, прежде всего, притягивают чеховские тексты, которые вкраплены в пьесу, и, конечно, возможность попасть в «закулисье» театра - святую святых, где, собственно, и происходит рождение спектакля. И ужасно интересно же им посмотреть, как оно там! Ведь обычно зрители видят только то, что на поверхности, только то, что показывают, когда откроется занавес. А что происходит, собственно, «на кухне», где готовят им «кушанье», никто не знает.

И поэтому заглянуть в гримерку, даеще в женскую, да еще в которой обитают духи, призраки женщин, которые мечтали быть актрисами, а были всего навсего суфлерши, и мечты которых не осуществились – это очень заманчиво.

Вот актриса приходит на спектакль, она настраивается, гримируется, перевоплощается, а тут её еще донимает молоденькая сумасшедшая суфлерша, и начинает не то что просить, а просто требовать «вернуть» ей роль Нины Заречной в «Чайке»!

- Когда игрались дипломные спектакли, их смотрела в основном молодёжь?

- Да, в основном прогрессивная молодежь, та, которая интересуется театром, литературой, андеграундом, авангардом. Хотя у нас ничего авангардного нет.

Другое дело, что взаимоотношения между творческими людьми всегда были интересны, сложны и необыкновенны. И проблемы возникали и возникают в любой творческой среде. Проблемы конкуренции, соперничества. И даже если в этом спектакле не дается ответов, то, во всяком случае, показывается своя история, довольно печальная, трогательная и такая… безысходная. Несмотря на светлый конец.

 
 

Среднее поколение зрителей тоже приходит на спектакль, но их уже больше интересует сама интрига, подглядывание в чужую жизнь, в замочную скважину…

- Из четырех актрис, задействованных в спектакле, ни одна не попала в труппу РАМТа. Чем после окончания училища они занимаются?

- Они все устроены. Анна Антосик, играющая в «Гримерке» первую актрису,  довольно успешно работает в театре Станиславского и, кстати, репетирует в РАМТе роль Мэри в «Алых парусах». Лера Лямец – работает в театре у Виктюка. Наташа Старынкевич, - в театре Враговой «Модерн», пока она там еще недавно и только танцует, но будем надеяться, что со временем у нее там будет что-то «вытанцовываться». А Наташа Левина – в Театре киноактёра.

Девочкам трудней устроиться в нашей профессии. И когда мы брали эту пьесу, мне очень хотелось им помочь сыграть большие роли. Потому что надо дать им возможность на студенческой скамье это попробовать –  не эпизод сыграть, а «протащить» роль через весь спектакль, все время находясь на сцене. Ну, видите, в результате кончилось счастливо: спектакль включили в репертуар и у них есть возможность приходить сюда и играть. Они ужасно это ценят и берегут.

- Как Вы думаете, появление «Гримерной» на профессиональной сцене не значит ли, что Вам предоставляется возможность ставить взрослые спектакли в РАМТе?

– Я не думаю… Да я и сам еще себе не отдаю отчета, имеет ли смысл и смогу ли я. Конечно, это интересно. Но это другая профессия. И я очень осторожно отношусь к людям (и к себе тоже), которые пытаются совместить две профессии. Можно попасть между двух стульев, понимаете? Поэтому я берусь за это изредка, и не рвусь. У меня и цели такой нет. Я актёр. Ясно? Мне больше нравится быть артистом, мне как раз это ужасно интересно. Вот и всё. Дай Бог там достичь того, чего хочется достичь, переиграть то, чего хочется. И сделать это хорошо. А лучше – замечательно.

Тем не менее, уже созданное Алексей Анатольевич Блохин бережет и поддерживает всячески. А в прошлом сезоне с «Гримерной» даже отправился на гастроли! Да на какие чудесные! В поддержку русскоязычного населения Эстонии. Их принимал русский драмтеатр, и спектакли прошли замечательно.

А 24 ноября спектакль будет сыгран в Мюнхене на молодежном театральном фестивале. Вообще гастрольная жизнь «Гримерке» теперь обеспечена – декораций почти никаких, три гримерных столика найдутся в любом театре, а костюмы умещаются в чемодан. А уж героиням только дай попутешествовать, тем более, что у них ну никаких преград – ни времени, ни стен, ни расстояний. И на кону возможность сыграть не-сы-гран-но-е…

Ольга Бигильдинская
Юлия Степанова

 
 
Портрет Тема номера События Страница памяти Анонсы Зрительский опрос Обсуждение номеров Архив номеров Театр+ Закулисье На спектакль! Семейный просмотр В театр с учениками Редакция Ссылки