Выпуск № 12
Июнь 2011 г.
СОБЫТИЯ

РАМТ: 10 лет в интернет-пространстве

   
   
   
 

Сегодня невозможно себе представить поход в театр без… интернета. Посмотреть репертуар, почитать аннотации и отзывы, познакомиться с составом труппы, и даже заказать билет – все это теперь возможно не выходя из дома. РАМТ на сегодняшний день представлен во многих интернет-ресурсах, самому первому из которых – официальному сайту театра – сегодня уже 10 лет.
О том, как живет и развивается сайт и другие представительства РАМТа в сети, мы поговорили с его администратором Марией Моисеевой.

– Маша, когда сайт создавался, в нем возникла особая необходимость, или он был сделан просто потому, что настало время, когда у каждой организации должен был быть сайт?

– Как бы сказал Михаил Бакунин: «Это одно и то же». Может быть, 10 лет назад сайт организации и был занятной безделицей или признаком статуса. Теперь же трудно представить какую-то компанию без представительства в сети, перефразируя Эрдмана, фирма без сайта «все равно что без глаз…»

– Отслеживаете ли Вы посещаемость сайта, есть ли данные по ней?

– Конечно, статистика ведется. Как в посещаемости театра, так и в посещаемости сайта существуют сезонные колебания: в сезон ежедневно сайт РАМТа посещают более 2000 уникальных пользователей, в околопремьерные дни – до 3500, летом, в каникулы – по 500-800 в день.

– Как Вы думаете, с какой целью чаще заходят на сайт?

– Это, мне кажется, зависит от того, кто заходит. Постоянные зрители приходят почитать новости, те, кто уже посмотрел спектакль, но еще не выучил труппу, уточняют фамилию понравившегося актера. В Воронеже, например, нам зрители рассказывали, что интересовались на сайте спектаклями, которые приехали к ним на гастроли… Заказ билетов, телефоны касс, схема проезда и планы залов, теперь еще и быстрые кнопки перехода к соцсетям – все это на сайте РАМТа.

– Как часто обновляются новости на сайте?

– В идеале новости должны появляться ежедневно, но на количество новостей тоже действуют сезонные колебания – от двух-трех в день зимой до пары в неделю летом.

– Не хотели бы Вы сделать сайт интерактивным – добавить функцию комментирования, например, или считаете, что форума и аккаунтов в социальных сетях достаточно?

– Мне кажется, достаточно. Что комментировать на сайте? Новости? Они в большинстве своем дублируются в LiveJournal и социальных сетях, там и обсуждаются.

– Не пробовали ли Вы узнавать общественное мнение посредством сайта – размещать опросник о театре, например?

– Все подобные акции выносятся на площадки-«спутники», в первую очередь – в pro_ramt. Свободным голосованием обычно выбирается участник очередного on-line-разговора.

– Какие социальные сети, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными для установления контакта с публикой? Отличается ли информация, которая выкладывается в новостях на сайте и в различных социальных сетях? Что обновляется чаще всего и вызывает больше всего комментариев?

– Первым «спутником» РАМТовского сайта стал аккаунт Livejournal.com – PRO_RAMT, Живой Журнал театра. Долгое время он был единственной неофициальной площадкой, сотрудничество получилось настолько продуктивным, что LiveJournal стал нашим информационным спонсором. Информация в ЖЖ уже традиционно дополняет РАМТовские новости, ее можно прокомментировать или обсудить, в PRO_RAMT выкладываются небольшие фотоотчеты, видео, анонсы. Там же проводятся опросы зрителей, on-line-встречи с артистами… На мой взгляд, на сегодня PRO_RAMT – наиболее эффективный инструмент для скорейшего и полнейшего донесения информации до зрителя, на Живой Журнал РАМТа подписаны более 1300 юзеров.

Официальная РАМТовская группа vkontakte была выбрана из нескольких уже существовавших – но «заглохших». Сейчас она – второй по популярности «спутник», 829 друзей. Администраторами группы выступают в том числе и наши постоянные зрители.

Facebook- и twitter-аккаунты у РАМТа появились сравнительно недавно, их возможности на полную будем осваивать уже в следующем сезоне.

Удобство того или иного ресурса, мне кажется, дело привычки – каждый из них имеет свою специфику, свои плюсы и минусы, свои возможности. Привычнее пока Live Journal, но вот недавно проходил турнир по мини-футболу, и, оказалось, удивительно удобно публиковать счет футбольных матчей в Твиттере. Каждый ресурс, конечно же, требует специфического подхода, простой кросс-постинг – это скучно.

 

– Что дает сайт театру?

– Сайт театра – его лицо в интернете. В наше киберпанковое время, да еще и в Москве, где люди с ноутбуком или айфоном не расстаются, зачастую сайт организации – это первое о ней впечатление. Например, вы где-то услышали о громкой премьере или, скажем, друг пригласил вас с собой – где поподробнее узнать, что вас ждет? Правильно, «я спросил у Яндекса» и на сайте театра. Потому что это – максимально полная информация, оперативность и интуитивно понятная структура, то есть пришел, увидел… и нашел то, что искал.
Конечно же, сайт работает на имидж театра, в его функции входит привлечение зрителя, своевременная информация о событиях в театре и околотеатральной жизни. Спрос на интернет-бронирование билетов очень вырос за последний год.

– Что дают аккаунты в социальных сетях?

– Главная цель этих аккаунтов – расширение присутствия РАМТа в сети, а за счет этого и привлечение новой аудитории, и скорейшее донесение до зрителя различной информации, и, безусловно, обратная связь. Наши зрители – наше богатство и гордость, каждый раз убеждаюсь в том, насколько тактичный, думающий и любящий театр зритель приходит в РАМТ. Конечно, в сети встречаются «тролли», но они – редкое исключение из правил.

– Расскажите об аккаунте театра на rutube. Согласны ли Вы, что видео спектаклей востребованы? Стоит ли выкладывать видео спектаклей в интернет, или надо стимулировать людей воспринимать искусство вживую?

– Аккаунт был создан 24 марта 2009 года. Тогда мне в руки случайно попала короткометражка, в которой главную роль исполнял Тарас Епифанцев. И этот фильм открыл для меня хорошо знакомого по театру актера с совершенно новой стороны. Возникло непреодолимое желание поделиться открытием с остальным миром. Этот же фильм, кстати, решил проблему выбора между rutube и youtube в пользу первого – на втором тогда существовало ограничение по длительности выкладываемых роликов.
Теперь в нашей «видеокладовой» больше 120 сюжетов, программ, роликов, в основной своей массе они присутствуют на сайте, на страницах спектаклей, актеров и режиссеров.

Видеозаписи спектаклей – это замечательно и очень нужно. Во-первых, как возможность прикоснуться к театру для тех, кто не может посмотреть спектакль вживую, во-вторых, как способ сохранить постановку для истории, и, наконец, просто как артефакт для фаната. Может ли видеозапись заменить реальный спектакль? Да никогда! Но напомнить о том, что когда-то видел, – безусловно. Удачная видеоверсия может, наверное, подтолкнуть к походу в театр, но заменить собой весь ритуал «выхода в свет», коллективную энергетику зала, шумный буфет в антракте, шуршащую конфетой бабушку на соседнем кресле, волшебство, творящееся на твоих глазах и – зачастую – на расстоянии вытянутой руки, гром финальных аплодисментов?.. Этого видеозапись пока передавать не умеет.

И все же выпуск видеоверсий спектаклей – дело безусловно и безоговорочно нужное. Единственная трудность при этом – соблюдение норм российского законодательства. Спектакль – коллективное произведение искусства, получить согласие на выпуск видеоверсии всех участников творческого процесса – дело архисложное, а порой – безнадежное, скажем, по финансовым причинам. Но мы выпустили «Кота» (видеоверсию спектакля «Как кот гулял, где ему вздумается» в постановке Сигрид Стрем Рейбо можно приобрести в кассах театра и у билетеров перед спектаклем), и работа продолжается!

– В ЖЖ проводились акции покупки билетов на спектакли со скидкой. Как часто вы проводите такие? Какие будут в ближайшее время? Пользуются ли популярностью?

– Акции проводятся обычно в разгар сезона, когда в репертуаре месяца спектаклей много, и театр может себе это позволить. Они работают на привлечение в театр нового зрителя, на поддержание конкретного спектакля (ведь акция это информационный повод, способ дополнительной рекламы), на поощрение постоянного зрителя или нашего друга в социальной сети. Успехом пользуются. Однажды по акции к нам приехали даже зрители из Екатеринбурга.
С недавнего времени мы пробуем проводить акции с помощью специализированных организаций, таких как КупиКупон или ДарБери. Но ближайшие акции теперь только в новом сезоне. Как говорят у нас в сети: следите за новостями.

– Как Вы думаете, сайт и социальные аккаунты театра интересны только театралам и людям, которые уже знают и любят РАМТ, или это прекрасный способ привлечь новых зрителей?

– Мне кажется, все зависит от того, насколько и сайт, и эти аккаунты живые. Рыба ищет, где глубже, а интернет-пользователь – где интереснее. Поэтому, если о РАМТе, о его жизни, о его планах, о людях, которые в нем работают, рассказывать вкусно – это будет интересно любому. И это наша цель. Надеюсь, дальше будет все интереснее и интереснее.

Индира Валеева