РАМТограф. Вечный секрет «Лоренцаччо»
 
Выпуск № 4 Январь 2010 г.
НА СПЕКТАКЛЬ!
Вечный секрет «Лоренцаччо»
 

Столичная культурная жизнь представляется мне довольно сумбурным явлением – на театральных подмостках то тут, то там дают премьеры, пестрым калейдоскопом мелькают афиши, звучат громкие названия, появляются и снова тонут в забвении имена – артистов, режиссеров, драматургов. Старые спектакли освобождают дорогу новым. Но есть спектакли вечные. Они дают зрителю несравненно больше, чем их непритязательные братья-однодневки. Они очищают его нравственно, заставляют задуматься, после них человек выходит из театра с просветленной душой и, еще не подхваченный бешеным вихрем мегаполиса, смотрит вокруг глазами ребенка, открывшего для себя что-то новое.

В Российском академическом Молодежном театре есть свой спектакль-долгожитель. Уже восемь лет «Лоренцаччо» Алексея Бородина неизменно собирает полные залы. Среди его зрителей немало тех, кто возвращается пересмотреть спектакль и, может быть, свою жизнь сквозь него, но хватает и новой публики. В чем же секрет его успеха?

Лоренцо Медичи – Евгений Редько, Алессандро Медичи – Илья Исаев

Не вдаваясь в многочисленные хитросплетения сюжета, канву действия можно вкратце обрисовать в нескольких предложениях. В погрязшей в разврате, интригах и заговорах Флоренции, пользуясь трусливым молчанием и ленивым бездействием большинства, наслаждается своей неограниченной властью представитель династии Медичи герцог Алессандро (Илья Исаев). Не слишком отвлекаясь на государственные дела, тиран всецело предается плотским утехам, услужливо потакает которым его двоюродный брат Лоренцино (Евгений Редько). Эту парочку вместе с их ближайшим окружением ненавидит весь город: без приглашения они заходят в дома своих подданных, порочат честных девушек, без всяких на то причин калечат, убивают, сажают в тюрьму. От подобных бесчинств народ устал. Пары порока, буквально пропитали все кругом.

Сцена из спектакля

Но не все еще прогнило в славном городе Флоренции. Встречаются и здесь люди честные, смелые, готовые если не мятеж поднять, то хотя бы свои идеалы защитить от вконец распоясавшихся правителей. Художник Тебальдео не боится признаться правой руке Алессандро - Лоренцаччо, что убил бы герцога, если б тот напал первым. Могущественный клан Строцци, состоящий сплошь из готовых на бунт республиканцев,– последняя надежда многих отчаявшихся флорентийцев. Свергнуть тирана и установить справедливую власть – вот предел их мечтаний. Впрочем, тут они не одиноки - есть в городе еще человек, одержимый идеей освободить народ от паразитирующего самодержца. Это… Лоренцо Медичи.

Лоренцо Медичи – Евгений Редько

Он не так прост, как кажется на первый взгляд. Пользующийся наибольшим доверием Алессандро, Лоренцаччо давно вынашивает план его убийства, ведь под маской греховодника скрывается израненная душа юноши-максималиста, поставившего себе целью избавить Родину от ненавистного тирана. Возможно, от того юноши и осталась одна лишь цель – единственное, что связывает погрязшего в пороках Лоренцаччо с нравственно-чистым Лоренцо.

Свой план герою удастся довести до конца. Но какой ценой? Стоил ли полученный результат потраченных усилий? На эти вопросы предстоит ответить каждому из нас.

На протяжении двух с половиной часов сценического действия зрителей окружает непроглядная тьма конца эпохи Возрождения – мелкие дрязги, борьба за власть, отравления и предательства. За последние пять веков народ не слишком изменился, сменились декорации. Как говаривал мессир Воланд «обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…». Да, мы поумнели, умеем удачно вуалировать свои корыстные интересы под борьбу за всеобщее равенство, демократию, мир во всем мире. Но под маской остались все те же мелкие страстишки, борьба за привилегии и жажда править. Проблемы, поднятые в пьесе, звучат на удивление злободневно.

«Совет Восьми» - Юрий Лученко, Александр Хотченков, Алексей Розин, Александр Комиссаров, Юрий Григорьев

Разве не знакома нашему брату тема мало чем сдерживаемой власти государства, основанной на силе и принуждении? Марионеточные правители, ходатайствующие за свободу демагоги, прозевавшие свое время за праздными разговорами, нечистоплотные служители церкви, помышляющие о мирском господстве куда больше, чем об искуплении грехов, шантаж, интриги, заискивание и страх перед временно сильными – все эти характерные атрибуты XVI века, к сожалению, не ушли в прошлое. А система выборов во Флоренции? Совет Восьми, где в ответ робкой оппозиции, защищающей права народа, звучит циничное «У вас только один голос. Мы обойдемся и без вас». Разве это не современно?

 
 

Обратимся и к основной идее пьесы. Можно ли оправдать одним благородным деянием множество недостойных, можно ли «поиграть» в негодяя, не став им, пройти по краю порочной жизни, оставшись незапятнанным? Перевесит ли «чистая капля молока, упавшая из груди безгрешной женщины», десятки загубленных судеб, «горы рыданий»? Оправданно ли убийство одного человека, если оно способно принести пользу многим другим – почти раскольниковская проблема. Все эти вопросы актуальны и вечны.

Лоренцо Медичи – Евгений Редько, Скоронконколо – Александр Гришин

Спектакль показывает, насколько далеко можно зайти в осуществлении своего плана, как запутаться в нем, из создателя идеи стать ее заложником. Наш герой переживает всепоглощающее отчаяние, когда ненависть к себе и ко всему людскому роду перехлестывает наконец через край, когда цель всей жизни выполнена, некуда больше идти, и внутри остается лишь пустота и безразличие. И пока люди не разучились чувствовать, они будут сопереживать Лоренцо Медичи, смотря, как под откос катится судьба, возможно, одного из лучших сынов своего времени – талантливого юноши, романтика и мечтателя, попавшего в среду грязных людей, поглотившую его и превратившую в себе подобного. Все в этом персонаже неоднозначно, его внутренний мир щедро брошен на зрительский суд автором пьесы, и тем здесь для полемики – бесконечное количество.

«Лоренцаччо» - спектакль очень четкий, целостный, объединенный одной общей атмосферой. Создать неповторимое впечатление ему помогают точный и в то же время невероятно художественный свет и музыка – роскошная, торжественная, но вместе с тем вязкая, тягучая, скрывающая за изящными триолями порочную сущность на манер изобилующих в постановке платьев и масок.

Действие пьесы перенесено в зал: зритель, сидя на сцене, видит перед собой целый город с его узкими улицами, высокими стенами замков, стремительным течением жизни. Спектакль оформлен настолько точно и профессионально, что у зрителя просто не остается шанса отвлечься и вынырнуть из его атмосферы.

Лоренцо Медичи – Евгений Редько

В напряжении держит и игра актеров – зрители заворожено наблюдают за одержимым своей идеей Лоренцо, кидающим в зал жгучие монологи. Евгений Редько, кажется, самой природой создан для этой роли. Его внешность, экспрессия, его игра создают, на мой взгляд, идеальный образ Лоренцаччо. Страсти, которые испытывает его герой, не пожелаешь пережить и худшему врагу. Его словно жжет изнутри ненависть, в его глазах – мука несоответствия себя себе самому, страшное осознание собственного превращения в того, кого искренне презираешь. Все это артист передает мастерски, будто вовсе и не играет Лоренцо Медичи, - просто каким-то волшебством вихрь прошлого забросил самого участника событий сюда, к нам, заставил обнажить перед всеми свою больную душу.

Алессандро Медичи – Илья Исаев

Илья Исаев (Алессандро Медичи) - один из тех немногих артистов, которые способны воплотить в жизнь абсолютно любой образ. Не устаешь восхищаться его безграничным талантом, способностью глубоко чувствовать любую роль, жить в ней от начала до конца. Его герцог – властолюбивый тиран, сластолюбец и развратник, но вместе с тем человек наивный, искренне верящий своему двоюродному брату, ожидающий предательства от кого угодно, но только не от «милого Лоренцо». Какое точное видение персонажа, какое потрясающее исполнение!

Несмотря на то, что ключевыми фигурами в спектакле являются Лоренцо и Алессандро, оторвать внимание от их окружения тоже невозможно. «Короля делает свита».

Сцена из спектакля

А спектакль - отличная команда профессионалов. Это и Алексей Веселкин (Кардинал Чибо), и Александр Девятьяров (художник Тебальдео), и Евгения Белобородова (Луиза Строцци – казалось бы, маленькая, но какая важная, точно исполненная роль!). А изгнанники, а золотых дел мастер и торговец шелком! Перечислять можно бесконечно.

Убери любую из этих деталей – декорации, свет, музыку, актерскую игру - и успех «Лоренцаччо» невозможен.

За семь лет спектакль не потерял своей привлекательности, а пьеса почти за два века – своей актуальности. Люди с замиранием сердца вот уже которое десятилетие следят за метаниями сына своего века, жившего в далеком XVI-м, но говорящего с нами – сегодняшними – на одном языке: языке сердца и совести, и ставящего перед нами все те же вечные вопросы.

Агнесса Кутасова
 
 
Портрет Тема номера События Страница памяти Анонсы Зрительский опрос Обсуждение номеров Архив номеров Театр+ Закулисье На спектакль! Семейный просмотр В театр с учениками Редакция Ссылки